8 (903) 255 79 48
Психолог Гузель Махортова

Библиотека

Простить нельзя помиловать

Каждому из нас хотя бы  раз в жизни приходилось слышать фразы: « прости и станет легче», « проблемы уйдут сами собой», и, конечно же, библейское «прощайте, и прощены будете». Не погрешу против истины, если скажу, что декларировать на вербальном, когнитивном уровне  прощение и действительно простить – это неравнозначные явления и процессы. Понятием прощения оперируют многие конфессии, эзотерические практики и мистики. Не отвергая духовно-мистического аспекта прощения как божественной благодати и таинства явления нуминозного в психике человека, остановлюсь на анализе механизмов личного и коллективного бессознательного человека, имеющего трудности с прощением обидчика. В душе которого бушуют  ярость и гнев, являющихся либо постоянным эмоциональным фоном, либо  проявляющимися время от времени фантомными болями.

     Человек, как известно, привыкает ко всему, точно так же он может привыкнуть к названным деструктивным чувствам. Привыкнуть, увязнуть в неотреагированных, неметаболизированных состояниях. Но ярость и гнев  могут стать огнём, сжигающим насущную жизненную энергию.  Человек, пребывающий в таком состоянии как будто бы мчится по жизни как по шоссе, «выжимая педаль акселератора до отказа». Подобное состояние искажает объективное восприятие действительности  со всеми вытекающими  последствиями. Привычка к подавлению или проживанию в постоянных чувствах ярости и гневе ведёт к хроническому чувству усталости, а в мировоззрении преобладают циничные установки и страх и избегание того, что несёт обещание, надежду и ласку.  

     Одним из факторов нарушающих экологию внутренней жизни, на мой взгляд, является отрицание необходимости душевной (бессознательной) работы над негативными эмоциональными состояниями.  Затрудняюсь назвать истинные причины того, что мы предпочитаем отмываться от запаха несчастья, демонстрируя в социум исключительно успешную персону. Не имею против этого особых возражений, если бы в российской ментальности была развита культура потребления терапевтических услуг, где в условиях безопасного терапевтического пространства происходит работа горя, работа страдания, работа прощения. К сожалению, часто поддерживающие руки терапевта воспринимаются как нападающий объект, но не поддерживающий, в котором происходит переживание  событий из прошлого, травмировавших психику. Многие из нас продолжают годами носить в себе боль утраты, предательства, обиды и как следствие гнева, ярости. Проработка травматических переживаний прошлого и есть акт ПРОЩЕНИЯ самому себе, преследователю, Богу событий и обстоятельств, изменения мирного течения душевной жизни.

Почему же нам так сложно простить, чтобы продолжать жить полной жизнью дальше?

Среди причин, затрудняющих прощение, как некое одномоментное действие, можно назвать следующие:

Кларисса Эстес в книге « Бегущая с волками» выделяет четыре уровня прощения, их можно использовать в любом порядке.

  1. Отключиться, сделать передышку – временно перестать думать об обидчике или травмирующем событии, своеобразный отдых от него. Отключиться – значит радикально поменять вид деятельности, увлечься чем-либо или кем-либо, уехать в путешествие, к старым друзьям, одним словом заняться тем, что питает душу и заставляет забыть боль. Своеобразная анестезия – творчеством, новыми впечатлениями и т.п.
  2. Превозмочь. Эта стадия предполагает воздержание от наказания здесь и сейчас. Дать себе время передышки и аккумулирования энергии. Формирование чувства терпения.
  3. Сознательное забывание как отказ извлекать на авансцену памяти объекты гнева и ярости. Выключить этот постоянный поток мыслеобразов. Сознательное сдерживание освобождает пространство для нового эмоционального опыта.
  4. Собственно прощение как  отказ от желания отомстить и отпустить человека, причинившего боль и не воздавшего вам возмещения какого- либо рода.

Со своей стороны добавлю, что для человека, пребывающего в постоянном чувстве обиды, важно, чтобы кто-то Другой почувствовал его боль, причину ярости и гнева, кто-то был рядом и выдержал этот поток негативной энергии, разрушающий его изнутри.

Невозможность отпустить обидчика без возмездия или возмещения нанесённого душе ущерба, заключает нас в некий бункер травмы и ожидания, в котором мы продолжаем взращивать наши обиды, в то время как жизнь идёт своим чередом и  в ней случается много хорошего, вне зависимости от того затаили мы смертельную обиду или нет. В этом случае преследователь одерживает над нами ещё одну победу, заключая  в тисках прошлого, разъедая, словно ржавчина наше настоящее и будущее.

Понимание того, что обида нанесена не нам как уникальной личности, а всего лишь нашему представлению о себе или той части души, от которой давно следовало бы отказаться, может во многом облегчить процедуру прощения.

И в завершении остановлюсь на метафизическом аспекте взаимоотношений жертвы и преследователя. Преследователь, безусловно, является источником нашего личностного роста в том случае, если мы перестаём себя жалеть, а его ненавидеть. Воспринять  нанесение обид и уязвление как часть игры, в которой, так случается к счастью или нет, что преследователь и жертва меняются местами. Таков один из основных законов диалектики – закон единства и борьбы противоположностей. На месте шрамов и выжженных участков души при должном отношении вырастает нечто грандиозное. Так мы превращаемся из гадких утят в лебедей. С высоты прожитых лет благодарю всех тех, кто сказал « ты не сможешь», « у тебя не получится», « ты сумасшедшая», « ты слишком женственная», «хрупкая» и т.п.

Перерастая обиды, мы начинаем дышать полной грудью. Следовательно, проживаем всю полноту и глубину отпущенной Богом жизни, которая, как известно, проходит очень быстро.


Комментарии

Captcha