8 (903) 255 79 48
Психолог Гузель Махортова

Библиотека

ЗАМУЖ ЗА ПАПУ, ВОЗМОЖНО ЛИ?

Итак, девочка растёт в семье, в которой эмоционально холодная, авторитарная мать не даёт или даёт, но в недостаточном объёме, поддержку  эмоционально-чувственному  развитию девочки. Ребёнку с самого раннего возраста жизненно важно отражаться в её глазах для того, чтобы сформировать объективное представление о себе, своих индивидуальных особенностях.

Девочка, не находя  поддержки  у  матери, обращается к отцу. И если  получает  то, что ей нужно -  похвалу, улыбку, ласку, то в дальнейшем  непроизвольно начинает обращаться  уже к  родителю противоположного пола.   

Ребёнку важны эмоции, и если он получает их  в основном от отца, хотя в идеале за эту сторону жизни отвечает мать, то в впоследствии воспринимает отца как хорошую, поддерживающую фигуру, а мать нет.    Но мать-и-мачеха, отказывая в эмоциональном принятии дочери, ревностно следит за тем, чтобы та не получала тёплых чувств и от отца.

« Папа – добрый, это мама – плохая. Всё время ругается», - приблизительно так думает девочка в семье, удачно иллюстрирующей сценарий сказки «Золушка».

По мере взросления начинает поступать информация, расходящаяся с идеализированными  первичными представлениями об отце. Груз забот материального плана лежит в таких семьях преимущественно на матери.

Образ отца расщепляется. На идеальный и реальный. Идеальный - сильный, поддерживающий, любящий. Реальный – слабый, зависимый, по умолчанию предающий на «растерзание» холодной  матери. Потенциально отец может защитить дочь,  но в действительности этого не происходит. Для того чтобы «смягчить» реальность в подсознании   создаётся образ идеального отца, с которым дочь сливается в «запретной» любви.

 

     Повзрослев продолжает по инерции идеализировать мужчину, по большей части оставаясь в треугольнике: мама – дочь  - отец. Объективное восприятие межличностных отношений искажено проекциями. В сказке « Синяя борода»  младшая сестра отмечает определённые странности жениха, но одновременно думает, что он такой милый и не может причинить ей вреда. Родион Раскольников в романе Достоевского «Преступление и наказание» выговаривает сестре Дуне, собирающейся замуж, что она « за «кажется» замуж идёт».

Идеализация образа мужчины, в основе которого лежит расщепленный образ отца, формирует неоправданные ожидания и в отношении мужчины. Если на этапе завязки отношений  такие проекции и ожидания работают в одной связке против реальности, то ближе к  кульминации, когда «звоночки» об  истинном лице избранника слышны  всё громче, в душе женщины вместо вальса Мендельсона всё настойчивей  звучат голоса о недостойном избраннике. Так заканчивается любовь.

Слабохарактерные  отцы, описанные в сказках «Золушка», «Госпожа метелица», «Морозко» относятся  к  психотипу «вечных юношей». Такой мужчина пожизненно остаётся  на подростковой стадии развития. У него очевидные проблемы с установлением личностных границ и внутренней дисциплиной. И то, и другое  может сослужить дочери дурную службу.

Это романтичные мечтатели, не берущие на себя ответственности, живут по большей части придуманной  жизнью. У них часто бывает творческий подъем, они чувствительны к духовным поискам. Очаровательны, романтичны. Это такие Донжуаны, «сыночки», пресмыкающиеся перед властными женами, «папочки», соблазняющие романтичными отношениями собственных дочерей.

Жене сложно рассчитывать на поддержку мужа, она берёт на себя функции мужчины в доме, вынося за скобки утончённую романтичность столь необходимую супругу. Иногда у неё просто не хватает сил физически, не то, чтобы она была уж совсем синим чулком.

Мужья в таких семьях склонны бессознательно переносить  своё разочарование в жене на дочь, превратив её в невесту - ребёнка, символически изнасилованную ещё до достижения половой зрелости. Девочка выигрывает отца у матери, и этот факт ещё больше закрепляет её в запретной любви.

Так бессознательно девочка  может быть втянута в инцестуозный брак. (В терминах Фрейда, у нее комплекс Электры.) Пока она не распознает, что ее отец-любовник — это ее собственный внутренний идеальный мужчина, ей будет сложно выстроить отношения в жизни. Результатом любви к идеальному отцу  могут стать бесконечные поиски идеального мужчины.

 Женщина в такой ситуации рискует потратить всю свою жизнь на поиск призрачной любви, отказываясь от реальных отношений, не соответствующим  её  представлениям и фантазиям.

Девушка не может выйти замуж, потому что она символически на бессознательном уровне  обручена с отцом.

Мужчина – это, прежде всего безупречность и завершённость действия, чёткое разделение границ в личностном общении. Вот с этими качествами у слабых отцов серьёзные проблемы.

Дочери, не имея модели проявления самодисциплины, определения границ, часто страдают от неустойчивости, неуверенности в себе. А если отец был и слабым, то дочка будет его стыдиться и перенесет это чувство на себя. Женщина может  испытывать чувство неловкости, вступая в  отношения с полноценным мужчиной, так как бессознательно стыдиться не соответствия её внутренней мужской фигуры и мужчиной в реальности. Во избежание возникновения стыда и конфликта плохого - хорошего отца  создаёт образ идеального мужчины, на поиски которого будут потрачены время и душевные силы. Идеальный мужчина, как и  идеальный отец, существует только в её воображении.

Женщина в поисках идеала может пройти тысячу дорог, износить сотню башмаков, но при первых признаках воплощения мечты в реальность, будет стремительно бежать прочь, как героиня  фильма  «Сбежавшая невеста». Потому что в глубине души девочка помнит о предательствах  отца, и, сбегая от возможности создать семью, на самом деле сбегает от  очередного его предательства.  Женщине  сложно отделить мужчину в жизни  от  образа расщеплённого отца, зафиксированного  глубоко в подсознании.

Еще один тип отцов, порабощающих своих дочерей уже своим авторитетом, мужчины  жесткие, холодные, иногда вовсе безразличные. Эти отцы бывают лишены живой жизненной энергии. Они ставят во главу угла послушание, долг. Они настаивают на том, чтобы дочери разделяли эти ценности.

Для них главное - контроль. Они закрыты для творчества. Дочери таких отцов разобщены со своими фемининными инстинктами, т.к. их отцы не могли признать ни своё женское начало, ни тем более дочери.

 Из-за того, что к ним относились грубо и жестоко, дочери, скорее всего, к себе будут относиться так же. Если дочери покорятся авторитарным правилам, то навсегда откажутся жить собственной жизнью. Если будут бунтовать, то с оглядкой на отца.

У дочерей как слишком властных, так и слишком мягких отцов, не складываются здоровые отношения с мужчинами и появляются трудности в проявлении творческой духовности.

Дочери отцов вышеописанных психологических типажей часто попадаются на уловки альфонсов и брачных аферистов.

Женщины, посвятившие себя поиску идеального мужчины, могут осуществить свою мечту, встретив точную копию своего отца, романтичного мужчину, неадаптированного в социуме. Проблема в том, что романтичный юноша ищет себе в невесты идеальную мамочку, и вовсе не собирается ( или не способен) взять на себя ответственность за жену. Он привык строить планы, мечтать, но воплощать их должна жена-мама.

«Вечные юноши» столь ловко манипулируют дочерями слабых отцов, что на первых порах влюблённая ничего не подозревающая женщина заглатывает одну наживку за другой. У любимого временные трудности с трудоустройством, нет проблем. У любимого – творческий кризис. Ужасно. Но мы справимся, выстоим плечом к плечу. Я же работаю. На худой конец  можно занять денег у друзей. Подлые издатели, владельцы галерей не признают  нашего таланта. Ничего, в скором времени оценят. Я справлюсь.

Женщина в подобной ситуации рискует получить в мужья пожизненного тунеядца, осознанно или нет паразитирующего на её детских комплексах.

Одинокие женщины среднего и старшего возраста  с комплексом отца часто обращаются в религию, подменяя поиски идеального мужчины поиском Бога.  Они  представляет собой  тех  женщин, которые готовы отдать  жизни страдающим мужчинам в надежде поддержать и спасти их. Детская жалость к отцу, не способность спасти от злобной матери и желание его защитить ещё ребёнком, приводит к тому, что женщина берёт на себя миссию спасения недостойного мужчины. Парадоксально, что взять ответственность за собственную жизнь ей гораздо сложнее.  Ее сознательная преданность высоким  целям приводит к тому, что тёмная часть её психики реализуется в партнере.

Ей не удается стать обычной женщиной, которая может прямо взглянуть на себя и принять свою слабость и свою силу. «Совершенство» ее отца вынудило ее ожидать слишком много от себя и от других. Важнее всего для нее отношения с ее мужчиной. «Он только для Бога, и она для Бога в нем». Не обладая уверенностью в себе,  женщина  готова пожертвовать  даже собственной жизнью для того, чтобы сохранить единственные отношения, которые удерживают ее в жизни.

Приведу пример из практики. Мужской монастырь на острове  Валаам - место сбора не только паломников, но и  волонтёров, занимающихся в основном сельскохозяйственными работами в помощь  монастырю. Гендерный расклад, на удивление, в пользу мужчин. В подворье монастыря кормят, дают крышу над головой.

Окормляющихся  в монастыре мужчин можно отнести к типу вечных юношей, находящихся в пожизненном духовном поиске. Поиски Бога, служение на пользу обители – безусловно,  благое дело. Но при более детальном рассмотрении  большинство волонтёров  мужчин отягчены  вредными привычками, не имеют  семьи, дома, постоянной работы.

В то время как воцерковлённые женщины-волонтёры без вредных привычек, одинокие, разведённые, либо вдовы. У женщин есть и работа, и жильё.

Они обычно приезжают помочь обители, руководствуясь  религиозными чувствами и духовными  поисками, но и  в тайной надежде устроить личную жизнь.

Две клиентки, таким образом, получили в законные мужья отменных лентяев, паразитирующих на чувствах смирения и супружеского долга православных жён. Женщины содержат мужчин, которые расплачиваются с ними «звонкой» монетой в виде запоев, побоев, обесценивания. За маской духовности скрывались обычные неудачники, отыгрывающиеся на жёнах, оказавшихся в ловушке комплекса спасительницы.

В исламе наблюдаются те же самые тенденции и закономерности проявления бессознательных комплексов во взаимоотношениях мужчины и женщины.

 В группу риска вербовки   ИГИЛ попадают русские молодые женщины -  неофитки. Новым веянием тренда выйти удачно замуж ( в моё время это гарантировало высшее образование) у определённой части женского населения России  считается муж-мусульманин, поэтому многие русские девушки принимают ислам. Ничего не подозревающие неофитки становятся объектом манипулирования вахабитов.

" Сестре" находится муж, исчезающий через какое-то время  из жизни молодой женщины, ей сообщают, что он пал от рук неверных в священной войне. Потом  выдают "замуж" за другого . Повторяется та же история. Женщина ломается психологически. Ей предлагают отомстить за мужа. Для утешения - наркотики. С наркозависимыми практикуется групповой секс.

В такой ситуации смерть кажется единственным способом избавления от такой жизни. Такова приблизительная схема формирования террористки-смертницы. Жертва – Спасатель - Преследователь. Круг замыкается.

Мы видим, как поиски идеального мужчины, Бога, приводят к встрече с негативным Анимусом реального мужчины.  У женщины, находящейся во власти комплекса отца, изначально сбиты ориентиры объективного восприятия действительности, прежде всего в отношении мужчин.

И в первом, и во втором случае краеугольным камнем является подмена мотивов – поиск идеального  партнёра подменяется поиском Бога. Страх эмоциональной и физической близости  маскируется под духовные поиски.

Пока женщина по инерции бессознательно  стремится отражаться в глазах мужчины, как единственного способа самореализации, она остаётся «вечной» девочкой, жаждущей любви отца, Бога. Собственно ничего предосудительного в духовном поиске нет, если женщина не отказывается проживать всю полноту и широту своей земной жизни.


Комментарии

дата: 2017-08-02 10:54:25 автор: Анна ссылка
Разгребая очередную проблему, мы лице зреем только СИМПТОМЫ, СЛЕДСТВИЕ . А причину, корень той или иной проблемы ???? Да правда , зачем копать ТАК глубоко..... Придётся ведь создать институт " Семьи" , где придётся воспитывать несколько поколений и матерей и отцов. А перед этим придётся достучаться до Госдумы , переделать ряд законов , воплотить законы в жизнь, работать с населением и т.д........ БЕЗКОНЕЧНО........ Всё это ГЛОБАЛЬНО и очень масштабно. Проще описать , в очередной статье, симптоматику проблемы.... и.... Вопрос, ТИПА, решён.

Комментарии

Captcha