WhApp: +7(903)255-79-48
Психолог Гузель Махортова

Библиотека

новости:

Дата: 23.03.2020 Дорогие друзья, подписывайтесь на мой канал на ютубе! подробнее
Дата: 17.07.2019 Приглашаю на встречу с читателями по книге «Жила-была девочка, сама виновата. От наивной дурочки к зрелой женщине». подробнее

Все новости

guzel

Психологическая устойчивость во время пандемии.

Экономист и футуролог Насим Талеб в своей книге «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» продолжает развивать тему черных лебедей, фатальных событий, наступающих внезапно и способных кардинально изменить нашу жизнь.

Сможем ли мы не только выдержать удар, но извлечь из него выгоду, в первую очередь зависит от психологической устойчивости человека, антихрупкости системы в целом.

В этот период турбулентности важно развивать психологическую устойчивость, которая подразумевает несколько вещей:

По гамбургскому счёту испытания, уготованные нам судьбой, есть высшее проявление реальности. Самое время встретиться с ней лицом к лицу.

В социальных сетях сейчас популярна суфийская притча о чуме:

«Куда ты идёшь?» - спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь ПЯТЬ тысяч человек, а уморила ПЯТЬДЕСЯТ», - упрекнул он её. «Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха».

Коллективная тревога, страх приводят к массовой истерии. Люди становятся более раздражительными и, следовательно, менее стрессоустойчивыми.

Это сказывается на отношениях в семье, здоровье, эффективности на работе.

Это заставляет нас быть менее человечными, эгоцентричными, отбрасывает к архаичному мышлению и взаимодействию.

Коллективная тревога - сигнал меняющейся радикально ситуации в мире. Любая потеря стабильности, первоначально воспринимается как угроза, позже может стать значимым улучшением условий существования в этом мире.

Как бы не цинично не звучали цитаты из « Чёрного лебедя. Под знаком неопределённости» Талеба, но «каждая катастрофа приближает нас к идеалу безопасности, улучшая систему в целом ,погибшие вносят свой вклад в безопасность других людей. Переменчивость влечет за собой ошибки и адаптацию».

Чрезвычайные ситуации разрушают привычный уклад , дестабилизируют общество. В жизни отдельного человека это проявляется в тревоге, страхе, панике. Есть ли есть Медный всадник всегда найдётся Евгений и бедная Параша.

Пытаясь найти ответ на вопрос , очень личный и для меня тоже, как не стать заложником коллективной и личной тревоги, подумала, что сложившаяся ситуация – это мой экзистенциальный вызов.

Не стану изобретать велосипед и обращусь к классикам мировой психологии. В первую очередь – это Виктор Франкл, основатель экзистенциальной психотерапии, психологии смысла, прошедший ужас фашистского концлагеря во время Второй мировой войны.

Имела счастье быть на его лекции во время учёбы в МГУ. Когда профессор вошёл в аудиторию, слушатели разразились аплодисментами. Свет личности выдающегося человека до сих пор со мной. И это помогает сейчас писать, работать и справляться с тревогой.

Готовя статью, перечитала книгу Франкла « Скажи жизни «Да»! Психолог в концлагере».

Ещё до войны Виктор Франкл в основном завершил разработку своей теории стремления к смыслу как главной движущей силы поведения и развития личности. И в концлагере она получила проверку жизнью – наибольшие шансы выжить, по наблюдениям Франкла, имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить. Он прошел через ужас концлагеря, сохранив себя, свою личность, свое «упрямство духа», как он называет способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу.

«Упрямство духа» вот тот ресурс, который помогает нам справиться с тревогой во время нападения чёрных лебедей.

Ни в коей мере не хочу сказать, что не нужно бежать за гречкой и туалетной бумагой, организуя жизнь по принципу пищевого таксиса. Но обратить внимание на духовные практики, гармонизирующие психологическое состояние, необходимо.

Внести в распорядок дня больше созерцательности и бытовой медитативности, сосредоточивая внимание на прекрасных мелочах, ускользавших ранее из-за повседневной суеты.

Виктор Франкл писал, что не теряли упрямства и бодрости духа те, кто молился, писал, читал стихи, пел, вспоминал прекрасные моменты довоенной жизни.

Сейчас мы можем гулять на природе, в парке, в лесу, по бульварам. В Москве наконец то солнце. Отрезанные от общения на работе, мы можем общаться с друзьями и членами семьи в интернете.

Чтение книг, которые мы оставляли на потом, просмотр фильмов и сериалов, новое хобби. Мы можем использовать это время для нового хобби.

Хочу надеяться, что свободное время, образовавшееся в результате вынужденных каникул, поможет нам стать глубже и целостней.

Понимаю, что те, для кого состояние тревожности является постоянным эмоциональным фоном, заражаются в первую очередь коллективной тревогой. Здесь могут помочь седативные препараты.

Мы откладываем жизнь на завтра, стараясь заработать на пенсию с домиком на природе, на идеальную фантазию о покое и расслаблении. Но нам ничего не мешает обрести эти ощущения уже сейчас, не уезжая из города и не тратя много времени или денег. Именно сейчас мы можем обратиться к себе, заземлиться

Главное - перенести внимание из головы на землю и осознавать каждый шаг.

Для заземления не нужно много времени. Большинство духовных учителей рекомендуют очень короткие медитации, но часто. В течение дня вспоминайте о заземлении и на несколько минут переносите внимание на свои ощущения и контакт с землёй, позвольте ощутить себе устойчивость.

Формируйте и удерживайте состояние осознанности, свободное от тревоги.

Именно осознанность - путь эволюции человечества, путь как индивидуального спасения, так и спасения человечества. И начинать эту осознанность лучше всего с заземления. Возможно, именно сейчас то самое время.